Блог

Активное слушание — важный элемент эффективной коммуникации

Есть у меня ученик (руководитель в банковской сфере), у которого отсутствует умение ждать пока договорит собеседник. Многие скажут — это признак невоспитанности. А я скажу, что часто в основе этого лежит страх, что кто-то «добежит» первым.

Я попросила обратить на это внимание моего ученика.
Он сказал, что знает об этом «недуге», но он работает в такой сфере, где пришлось очень много чего доказывать другим и «бить» первым.

Но мы понимаем, что работая в условиях напряженной конкуренции, невольно этот навык переходит в речь. К сожалению, многие считают, что слушание — это просто процесс прослушивания произносимых слов. Это не совсем верно. Нужно делать гораздо больше, чем просто сидеть и присутствовать, тараща глаза в собеседника.

Давайте пройдемся по практике, как наработать навык активного слушания, для понимания идей и потребностей вашего собеседника:

  • Будьте сосредоточены на словах и мыслях собеседника. Не отвлекайтесь на другое и заранее не выстраивайте фразы, готовясь их озвучить при первой возможности.

  • Если Вы понимаете, что человек закончил мысль, задавайте вопросы . Они подтвердят, что вы поняли информацию верно и вам интересна тема беседы.

  • Ловите невербальные сигналы, через них вы лучше поймете, что чувствует и думает ваш собеседник.

  • Если все таки возникла потребность прервать на первой же мысли человека , попробуйте перед тем, как открыть рот, сделать глубокий вдох, выдох несколько раз и успокоить внутренний тремор.

  • Даже если вы уже поняли мысль, не прерывайте человека, а можете просто кивнуть подтверждая,что вы поняли его.

Если наоборот прерывают вас, не дергайтесь, а спокойно скажите о том, что вы ещё не договорили или «позвольте мне закончить мысль, благодарю».

Только когда вы внутренне спокойны — вы ведёте беседу.
Даже если вы молчите и работает только энергия слушания, вы — капитан корабля!

Вы в любой момент можете поменять вектор беседы, т.к вы делаете это осознанно — с чувством, с толком, с расстановкой.